Историк: рабфаки подарили современному образованию довузовскую подготовку

Сеть социальных, информационно-справочных порталов
Основной портал Москва-ТуТ всех районов города Москвы

Навигатор по порталу города Москвы

Москва

перейти на главную страницу основного портала Москва-ТуТ всех районов города Москвы

История

история города Москвы, первые упоминания, официальная символика, герб, официальный гимн

Новости

новости города Москвы различных источников: федеральные и городские СМИ, новости компаний, наши информационные партнеры

Районы Москвы

возможность выбрать интересующий Вас район по списку или по карте, вся информация на районном, городском портале будет отображаться только по выбранному Вами району, городу

Каталог

список зарегестрированных компаний города Москва в нашем каталоге, с возможностью поиска по рубрикам и подрубрикам каталога, поиска по карте города Москвы

Доска объявлений

объявления и информация зарегистрированных компаний в Москве, объявления от частных лиц. Удобный поиск предложений по товарам, услугам, сервисам.

Недвижимость

раздел объявлений по недвижимости Москвы. Вы можете купить, продать, а так же, снять или сдать: Квартиры, Комнаты, Гаражи, Помещения

Акции и скидки

объявления об акциях и скидках, проводимых зарегистрированными компаниями в Москве

Работа

раздел, где Вы можете найти вакансии, размещенные организациями нашего каталога

Чат

общайтесь, шутите, будьте он-лайн, а наш портал Вам в этом поможет. Глобальный бесплатный чат города Москвы

Форум

у Вас есть вопросы, проблемы, которые Вы хотите обсудить с жителями Москвы или поделиться своей радостью, наш форум в Вашем распоряжении

новости москвы: Историк: рабфаки подарили современному образованию довузовскую подготовку

Историк: рабфаки подарили современному образованию довузовскую подготовку

17 Сентября 2020 09:30Предоставлено: ria.ru
Историк: рабфаки подарили современному образованию довузовскую подготовку

Открытые в 1920-е годы при российских вузах рабочие факультеты — рабфаки — подарили современной системе образования довузовскую подготовку, подтягивание абитуриента до нужного уровня знаний, а также работу в тандеме учебных заведений и будущего работодателя выпускника для получения наиболее квалифицированных кадров, считает профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Елена Кряжева-Карцева.

Декрет о рабочих факультетах был подписан Советом народных комиссаров 17 сентября 1920 года. Основной задачей рабфаков являлось, согласно документу, "широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы" с тем, чтобы дать им достаточные знания для учебы в вузах, подготавливающих необходимых стране специалистов.

Как рассказала Кряжева-Карцева, после революции Владимир Ленин сразу принципиально изменил всю систему набора в высшие учебные заведения. В первые годы шел набор даже тех, кто не закончил школу, не получил среднее образование — главным было, чтобы человек был рабочим или крестьянином. Им не требовалось сдавать вступительные экзамены, и вузы сразу переполнились. Однако получить качественное образование таким образом было невозможно, упало качество подготовки, поэтому было принято решение об открытии рабочих факультетов.

Она добавила, что первоначально на рабфаки брали только по партийной рекомендации или по рекомендации завода, фабрики, но позже эта практика значительно упростилась.

Она уточнила, что на рабфаках преподавали педагоги из университетов, они профильно готовили под свой вуз, зная, на каких предметах надо сделать акцент. По словам Кряжевой-Карцевой, не все рабочие и крестьяне адекватно реагировали: некоторые думали, что им достаточно просто посещать эти занятия, но с них все равно спрашивали. Она рассказала, что сначала обучение на рабфаках было только дневным, но вскоре стало очень много вечерних рабфаков, потому что люди хотели зарабатывать на жизнь, съемное жилье, "и практика вот так утвердилась".

Историк добавила, что впоследствии вся довоенная техническая интеллигенция, которая затем работала в университетах уже в годы Великой Отечественной войны и после, как раз прошла через рабфаки. И новая прослойка советской интеллигенции с очень хорошим, качественным образованием получила его именно благодаря рабфакам.

Эксперт уточнила, что рабфаки официально уже прекратили деятельность перед Великой Отечественной войной, отпала необходимость в них, потому что уже сложилась средняя школа с качественным образованием, но традиция позитивного отношения к рабочим факультетам сохранялась. После войны самого названия рабфак уже не было, но при многих институтах, университетах стали открывать подготовительные курсы, и в очень многих местах их стали по-старому называть рабфакам — многие люди думали, что они так называются.

По ее словам, такие курсы были особенно востребованы в 1960-е, когда появился акцент на том, что "должен быть некий трамплин в вуз", потому что школа дает все-таки усредненное образование, а рабфак, подготовительные курсы — более углубленное.

Она пояснила, что наиболее сильно эта преемственность в современной России представлена в сотрудничестве между школами и вузами, системе профильной подготовки — профильных классах и школах, поскольку вузы заинтересованы получить мотивированных детей, которые заинтересованы получить знания и от вузовских преподавателей. Эксперт также напомнила, что колледжи тоже имеют с вузами договоры, благодаря которым у них есть профильная подготовка, абитуриенты идут целевым образом, поступают на определенные факультеты.

Историк также уточнила, что до революции в российском образовании не было системы довузовской подготовки. Выпускникам гимназий хватало знаний, чтобы поступить в университет, но с появлением массового образования такая потребность возникла.

"Я считаю, что вот эта практика, во-первых, довузовской подготовки, во-вторых, подтягивания знаний, и третье — это союз системы образования с работодателем будущим... Это главные достижения рабфаков, то, что они передали нам по наследству", — резюмировала Кряжева-Карцева.


Вернуться в раздел Новости Москвы
||wJGXu6MPfPj