Ветераны Агентства печати "Новости" вспомнили, как будоражили читателей

Сеть социальных, информационно-справочных порталов
Основной портал Москва-ТуТ всех районов города Москвы

Навигатор по порталу города Москвы

Москва

перейти на главную страницу основного портала Москва-ТуТ всех районов города Москвы

История

история города Москвы, первые упоминания, официальная символика, герб, официальный гимн

Новости

новости города Москвы различных источников: федеральные и городские СМИ, новости компаний, наши информационные партнеры

Районы Москвы

возможность выбрать интересующий Вас район по списку или по карте, вся информация на районном, городском портале будет отображаться только по выбранному Вами району, городу

Каталог

список зарегестрированных компаний города Москва в нашем каталоге, с возможностью поиска по рубрикам и подрубрикам каталога, поиска по карте города Москвы

Доска объявлений

объявления и информация зарегистрированных компаний в Москве, объявления от частных лиц. Удобный поиск предложений по товарам, услугам, сервисам.

Недвижимость

раздел объявлений по недвижимости Москвы. Вы можете купить, продать, а так же, снять или сдать: Квартиры, Комнаты, Гаражи, Помещения

Акции и скидки

объявления об акциях и скидках, проводимых зарегистрированными компаниями в Москве

Работа

раздел, где Вы можете найти вакансии, размещенные организациями нашего каталога

Чат

общайтесь, шутите, будьте он-лайн, а наш портал Вам в этом поможет. Глобальный бесплатный чат города Москвы

Форум

у Вас есть вопросы, проблемы, которые Вы хотите обсудить с жителями Москвы или поделиться своей радостью, наш форум в Вашем распоряжении

новости москвы: Ветераны Агентства печати "Новости" вспомнили, как будоражили читателей

Ветераны Агентства печати "Новости" вспомнили, как будоражили читателей

21 Февраля 2021 12:51Предоставлено: ria.ru
Ветераны Агентства печати "Новости" вспомнили, как будоражили читателей

МОСКВА, 21 фев - РИА Новости, Евгения Стогова. Ветераны Агентства печати "Новости" в честь 60-летия со дня основания АПН вспомнили, как будоражили материалами английских читателей, показывали всему миру образ советской женщины и спорили о новом этапе социалистического мира, где был полный простор для идей и даже штатные цензоры уступали аргументам журналистов.

Экс-председатель Государственного комитета СССР по печати, ветеран АПН Николай Иванович Ефимов пришел в тогда еще Совинформбюро в 1956 году. Не столь давно закончилась война, на всех парах восстанавливали страну.

"Я видел целые деревни, уничтоженные в годы Великой Отечественной. Я видел города, от которых мало что осталось. Нашей главной задачей было не допустить повторения войны, сделать мощной родную державу, чтобы не было соблазна у противников, которые имели ядерную дубинку, ею размахивать и что-то диктовать. А главный вопрос того времени для меня лично – объяснить Западу, хотят ли русские войны. Тогда появилось выражение "мирное сосуществование". Это был главный посыл, который мы несли в наших материалах", - утверждает журналист.

В период работы в английском отделе АПН Николаю Ивановичу на глаза попалась книга воспоминаний маршала Василия Чуйкова, посвященная периоду 1942-1943 годов, вплоть до Сталинградской битвы. Было решено напечатать о ней статью. Кто бы мог предсказать последовавшую за материалом бурную реакцию английских читателей? Часть ответных писем даже опубликовали в журнале "Огонек".

"Цензура была, безусловно. Но люди, которые с нами работали, они хотели писать только правду. А правда была на нашей стороне. Война оставила глубокий след во многих странах. И с их стороны чувствовалась великая благодарность за то, что мы сломали хребет вермахту, спасли людей от гибели в Освенциме и не только", - утверждает Ефимов.

В 1942 году Уинстон Черчилль, выступая перед командующими, заявил: "Я хотел бы видеть Гитлера в гробу, а Красную Армию – на операционном столе". Перед правящими кругами Запада, как вспоминает журналист, стояла задача: все добрые чувства Советскому Союзу изничтожить. Историю начали умалчивать, а со временем – и вовсе переписывать. И люди, которые работали в Совинформбюро, это прекрасно видели.

"Современное агентство изменилось. Мы так далеко ушли вперед технически. Допустим, телевидение. У нас не было его тогда. А то, что делает Маргарита Симоньян – это отличная, просто прекрасная работа. Поэтому она и вызывает такую ярость. Потому что правды они не хотят", - заключил Ефимов.

Александра Ивановича Куранова пригласили в штат Агентства печати Новости осенью 1977 года из "Московского комсомольца". Гонорары в газете были копеечные, а к 30 годам – семья на руках, неработающая жена и съемная квартира. Кардинально менять стиль подготовки материалов не пришлось: требовались те же очерки, интервью и репортажи. Правда, появилась необходимость учитывать и специфику зарубежного читателя. Там, где для советской аудитории достаточно было просто упомянуть какое-то событие или некоего деятеля, для иностранной приходилось "разжевать", причем всего в паре слов.

"Не обходилось, естественно, без пропаганды "советского образа жизни", а также деятельности ЦК компартии и правительства СССР. Учитывая, что в соцстранах люди тоже не лыком шиты, а слушают "вражьи голоса", бывают в турпоездках или по служебному обмену в СССР, где сами видят и наши достижения, и наши недостатки, то вести пропаганду надо было как бы вскользь, невзначай, чтобы "потемкинские деревни" не слишком выпирали между строк", - рассказывает Александр Иванович.

Получив опыт работы за рубежом, Куранов вернулся в Москву в 1985-м, при первых "звуках" перестройки. Это была, по его словам, самая интересная пора из всех лет работы в АПН. Бесконечные споры о новом этапе развития как СССР, так и всего социалистического мира, полный простор для идей и слов в материалах, когда даже штатные цензоры растерянно уступали журналистским аргументам.

"То, что прежде согласовывалось "в инстанциях" месяцами, а порой годами, теперь решалось за минуты. Так мы договорились за бокалом прекрасного местного вина с замглавного редактора главной партийной газеты Словакии, "Правды", Юрием Галасом о том, чтобы я вел по субботам в газете свою колонку с именной фотографией под названием "Сто строк о перестройке". Как мне рассказывали коллеги, эти мои заметки вызывали святое недовольство у местных номенклатурщиков, поскольку в Чехословакии к тому времени никакие перемены еще не начинались, а лидеры компартий пытались управлять своими согражданами в полном соответствии с давно устаревшими идеологическими догмами", - вспоминает журналист.

Однажды, во время ожидания возможного, но ни с кем не согласованного интервью с Вацлавом Гавелом в театре "Латерна магика" в первые дни чехословацкой "бархатной революции" 1989 года состоялась примечательная история Александра Ивановича. Узнав о том, что в штаб диссидентов и их сторонников проник советский журналист, к нему подошел некий мужчина с усами и в крупных очках и настойчиво попросил немедленно связаться с посольством СССР в Праге и с Москвой, поскольку, по данным штаба, коммунистическая госбезопасность готовит вооруженные провокации у советских военных частей под Прагой.

"В последующие два десятилетия я неоднократно брал интервью у этого мужчины с усами и в очках. Этот был Вацлав Клаус, будущий премьер и президент Чехии. А его просьбу я в тот вечер выполнил: немедленно отправившись из театра в посольство СССР, поднял для звонка в Москву с постели одного из руководителей диппредставительства и сам позвонил с его разрешения в Москву одному знакомому генералу, работавшему в АПН. Не знаю, насколько помогли умиротворению ситуации эти звонки, но, по крайней мере, никаких инцидентов в дни "бархатной революции" в Праге не произошло", - рассказывает Куранов.

Специальный фотокорреспондент Владимир Юрьевич Вяткин АПН называет своим "родильным домом". В 1968 году свой профессиональный путь он начинал с нуля, на должности лаборанта.

"Я был тогда художником и музыкантом. Мечтал быть историком искусства. Как вы думаете, сколько обыкновенный мальчик, без родителей, понимающий и любящий живопись, мог поступать в университет? 21 раз! Во время одной из попыток экзаменатор, который был намного моложе меня, четко сказал: "Я не могу вам по истории поставить 5, потому что вы читали Солженицына, Соловьева, Ключевского. А нам учебник школьный нужен". Тогда я пошел на журфак. Учился я легко, учился у очень интересных людей. Для меня университет был храмом интеллектуального человеческого общения", - рассказывает фотограф.

Самого себя Владимир Юрьевич называет человеком "советского воспитания, советского образования и советского отношения к работе". В годы АПН во главе угла стояли ответственность и обязательность. Сейчас – свобода. Изменилась и творческая составляющая. Раньше на очерк мог уйти месяц, а то и пять лет, а результатом были публикации в десятках бумажных изданиях.

"Ответственность была и индивидуальной, и коллективной. Сейчас иная культура и другой мир. Технологический", - отмечает Вяткин.

За рубежом агентство, как утверждает Владимир Юрьевич, воспринимали с большим любопытством. Всякая выставка становилась открытием, особенно в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Любая работа на World Press Photo, присланная из Советского Союза, становилась диковинкой. Особенно любопытной была социальная тематика.

"Советская женщина вызывала самый большой интерес во всех, особенно в латиноамериканских странах, Никарагуа, например, а также в Африке. Они не представляли даже, как выглядят наши женщины! А мы показывали, что вот, мы культурные люди, у нас человеческие лица, мы умеем улыбаться, а не только держать оружие и говорить о войне", - отметил фотограф.


Вернуться в раздел Новости Москвы
||JsRmTiHbeJq